Октябрь 2021
Кибермошенничество набирает обороты
Это подтверждает неутешительная статистика, приведенная Банком России. Потери граждан от действий мошенников за I квартал 2021 года составили 2,9 млрд рублей. Это на 57% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Основные каналы хищения денег
  • Цифровой банкинг. С переходом на «удаленку» покупка товаров через интернет стала для россиян привычным делом. Увеличились обороты платежей через систему дистанционного банковского обслуживания (ДБО), и, как следствие, повысился интерес преступников к этому каналу хищения. В итоге через сервисы ДБО за первый квартал текущего года было украдено 1,1 млрд рублей.
  • Банкоматы. По данным Росстата 89% россиян имеют банковские карты, из них 30% снимают с карт наличные через банкоматы, активно используют их при оплате коммунальных платежей и погашении кредитов. По данным регулятора, с января по март 2021 года количество хищений через банкоматы увеличилось в 3 раза.
Популярные сценарии хищения
  1. Гарантируют сверхдоход
Как только вы услышали или прочитали, что на вложенный рубль получите два и больше — будьте уверены, это мошенники. Способы обмана разные: рекламный баннер обещает доходность 300%, в СМС банка сообщается о выигрыше 1 млн рублей, сообщение в мессенджер с данными, куда необходимо отправить реквизиты своей карты.
Вариантов обмана множество и каждый день мошенники придумывают новые схемы, но главное, что их объединяет — сверхдоходность и такой желанный «бесплатный сыр».

Как противостоять:
  • Взять паузу. Обычная схема мошенников рассчитана на эмоциональное принятие решений. Как только человек слышит, что вложив рубль он получит десять, у него тут же отключается рационализм и включаются эмоции. Именно поэтому мошенники торопят с принятием решения;
  • Задать вопросы. Уточнить ФИО и должность руководителя, поинтересоваться есть ли у лицензия, как рассчитывается доходность, где можно посмотреть учредительные документы. Все это собьет боевой настрой мошенника и, скорей всего, разговор будет прекращен по его инициативе.

2. Просят сообщить код банковской карточки
Обычно мошенник представляется сотрудником банка, обращается к вам по имени-отчеству и просит назвать трехзначный код с обратной стороны карты, пароль из СМС-сообщения или пароль от онлайн-банка. Предлог может быть разный: произошел сбой или выявлена подозрительная транзакция. Номер телефона, с которого поступил звонок, может полностью совпадать с номером банка (да, технологии такое позволяют) или отличаться на одну цифру.

Как противостоять:
  • Не сообщать звонящему ПИН-код карты, CVV- или CVC-код, пароль от интернет-банка или пароль из СМС-сообщения. Настоящие сотрудники банка никогда не просят эту информацию;
  • Не называть кодовое слово. Впоследствии оно может понадобиться, но сообщить его можно только самостоятельно позвонив на горячую линию банка;
  • Не совершать никаких операций по инструкции звонящего. Все необходимые действия сотрудник банка делает самостоятельно;
  • Не набирать на телефоне никаких комбинаций и не переходить по ссылкам из СМС-сообщения;
  • Убедиться, что во время разговора не было никаких операций по карте;
  • Быстро заканчивать разговор, не позволять мошеннику вовлечь вас в диалог.
3 правила финансовой безопасности
  • 1
    Звонить в банк самостоятельно
    Нельзя перезванивать обратным звонком на номер, с которого звонил «сотрудник банка», ведь в этом случае звонок снова поступит к мошенникам . Чтобы позвонить в банк, нужно набрать номер телефона, указанный на официальном сайте банка.
  • 2
    Не паниковать
    Если банк действительно выявит подозрительную операцию, то он приостановит ее на срок до 2-х суток. Принять решение об отмене или подтверждении такой транзакции можно в течение 48 часов.
  • 3
    Не сообщать никакой информации
    Сотрудники банка никогда не просят коды и пароли. Единственное, что они могут спросить у клиента — это кодовое слово. Но его можно сообщать только если вы сами позвонили на горячую линию.
Вывод: чаще всего злоумышленники связываются с клиентами по телефону. За I квартал этого года по инициативе ЦБ РФ заблокировано около 6 000 телефонных номеров мошенников. Поэтому отвечая на звонок с неизвестного номера будьте осторожны — это могут быть мошенники.
Больше статей —
на Яндекс.Дзен